Московская наркология | Документы | Специалистам | Статьи
Клиника центра
ПРИЕМ КРУГЛОСУТОЧНО по адресу:
г. Москва, ул. Люблинская
info@nark-center.ru
Схема проезда
Линия жизни
Линия жизни
Энциклопедия наркотиков
Энциклопедия наркотиков
Популярная наркология
Популярная наркология
Учимся жить по-новому
Учимся жить по-новому
За рубежом
За рубежом
Новости
Новости
Полезные ресурсы
Полезные ресурсы
 
 

За рубежом

23 06 2011
Положительная и отрицательная обратная связь в воспитании детей

 
О поощрении и наказании, о реакции головного мозга, об индивидуальном подходе, о воспитательном эффекте и ограничениях разных мер говорят нейропсихологи и психиатры.
 
 
Известно, что наказание или угроза наказания могут помочь держать детей в узде. Но в то же время наказание – ''средство воспитания, имеющее серьезные ограничения, а также множество отрицательных сторон''. Главный его недостаток – в том, что наказание напрочь портит атмосферу взаимоотношений, и тогда быстро идет процесс усиления наказания: ''от плохого к худшему''. ''Воспитатели нередко видят, что наказание не помогает, и продолжают утяжелять наказание, а это часто тоже не срабатывает,'' – говорит профессор психологии Rene Diekstra.
 
Существует очень немного родителей, которые никогда не наказывают своих детей. Но в голландском ''Каноне воспитания'', тем не менее, ясно прописано, что наказание должно быть максимально мягким, несущим определенный смысл, и применяться оно должно непосредственным воспитателем ребенка, который впоследствии относится к нему тепло, терпеливо, с интересом и ясными и последовательными требованиями.
 
Наказывать ребенка можно по-разному. Можно недовольно посмотреть, можно повысить голос. Можно поставить в угол. Можно его на какое-то время ''отстранить от дел'' (''посиди-подумай''), можно отказать ему в чем-то. Или, как считают некоторые, легко его шлепнуть.
 
Цель наказания – в том, что степень его неприятности для ребенка должна быть такова, чтобы заставить капризного ребенка или настырного подростка прекратить их озорное или опасное поведение. И чтобы оно его удерживало впоследствии от подобных действий.
 
По мнению психолога проф. Stephanie van Goozen (Университет Кардифа, Великобритания), степень строгости наказания, необходимая для прекращения какого-то поведение и отказа от него в будущем, дело сугубо индивидуальное. Van Goozen специализируется в нейробиологических и педагогических причинах поведенческих проблем. ''Одинаковых детей нет - каждый ребенок отличен от других. Некоторые просто-напросто не реагируют на повышенный голос или сердитый взгляд. Для одного ребенка достаточно недовольного вида педагога, чтобы сесть прямо и перестать списывать у соседа. Другим детям оказывается труднее воспринять подобные сигналы. Есть также индивидуальные различия в том, несколько строгим должно быть наказание, чтобы конкретный ребенок прекратил что-то делать и изменил свое поведение в будущем''.
 
 
Роль мозга в изменении поведения
Наличие/ отсутствие реакции на наказание и содержание этой реакции определяется тем, насколько хорошо в мозге ребенка работает ''система подавления поведения''. Именно от этого зависит, может ли он прекратить делать то, что делает. При этом важная роль отводится небольшой структуре в мозге в виде ореха миндаля, которая носит название миндалевидного тела (или миндалины), потому что именно там укоренены страх, гнев и горестные переживания. Контроль в форме торможения исходит из префронтальной коры мозга. 
 
''Отчасти чувствительность к наказанию определяется темпераментом ребенка. Тревожный темперамент делает ребенка очень чувствительным к слабым сигналам из окружения, и такие дети сразу же прекращают делать то, что делают. Это застенчивые дети, которые держатся за юбку матери,'' – поясняет van Goozen. ''У других детей это выражено в меньшей степени, они нацелены на получение удовольствия, и у них хуже с восприятием негативных сигналов из окружения. Они просто-напросто не боятся, и у них нет избегания определенных ситуаций. Одним людям легче видеть и учитывать последствия своего поведения, другим это делать труднее''.
 
''На особенности темперамента накладываются переживания раннего детского возраста. Если, например, родитель на тебя целый день кричит, то повышение голоса впоследствии будет работать хуже, чем у ребенка, на которого редко повышали голос''. Это сочетание индивидуальной предрасположенности и среды и определяет чувствительность конкретного человека. А это значит, что одному ребенку достаточно укоряющего взгляда, а другому требуется более сильный сигнал. В роли такого более сильного сигнала может выступать легкий шлепок по попе, считает канадский психолог Marjorie Gunnoe.
 
 
Физические наказания
По мнению Gunnoe, иногда шлепок оказывается единственным способом ясно объяснить, что можно, а что нельзя, и это вовсе не вредно в долговременной перспективе. Правда, она сразу уточняет, что физические дисциплинарные меры могут применяться к некоторым детям только в возрасте 2-6 лет, но даже в этом возрасте ''ни в коем случае нельзя шлепать по лицу''. Gunnoe: ''После 7 лет это уже совершенно другая история. Физическое наказание может привести к депрессии, психическим заболеваниям и агрессии, так что его абсолютно нельзя использовать в отношении подростков''. В целом, опасность физических наказаний заключается в риске перейти грань жестокого обращения с ребенком. В научной литературе уже накопилось огромное количество данных, которые свидетельствуют об отрицательных сторонах телесных наказаний. Дети и подростки, которых часто бьют дома, потом нередко оказываются более агрессивными. Правда, не очень ясно, то ли телесные наказания сделали их более агрессивными, то ли они от природы были агрессивнее своих сверстников. Ряд исследований также показывают, что дети, которые в младшем возрасте были очень непослушными, потом часто становятся агрессивными и антисоциальными.
 
 
Использование позитивного стимула
И все-таки, если вам нужно изменить поведение ребенка, лучше действовать через вознаграждение нужного поведения. Таким образом юный мозг учится лучше всего, обнаружила в ходе своих исследований профессор нейрокогнитивной возрастной психологии Eveline Crone (Лейденский университет, Нидерланды). 
 
Она исследовала, как дети и взрослые обучались после позитивных или негативных замечаний об их поведении. Crone: ''Наши испытуемые должны были обнаружить для себя определенное правило и освоить его применение. После этого им говорилось ''очень хорошо'' или ''это у Вас плохо получилось''. Они, например, обучались тому, как в компьютерной игре привести домой собаку. Там было следующее правило: если собака появляется слева, то надо нажимать кнопку справа, и наоборот''. 
 
Испытуемые выполняли эту задачу, находясь в нейросканнере – функциональное магнитно-резонансное сканирование позволяло увидеть, что происходит в момент выполнения задания в их головном мозге. Crone обнаружила нечто необычное в отделах мозга, задействованных во время обучения, т.е. в его префронтальной коре. ''У детей в возрасте 8-10 лет отделы префронтальной коры, играющие важную роль в обучении, были активны при позитивной обратной связи, и их активность была намного меньше при негативной обратной связи. У взрослых же эти отделы мозга реагировали прежде всего на негативную обратную связь. То, что у детей все было точно наоборот, оказалось полной неожиданностью''.
 
Поможет ли ''педагогический шлепок'' некоторым детям младшего возраста? Crone: ''Я не исследовала такой ранний возраст, так что точно не знаю. Наши данные, полученные на детях старше 8 лет, отвергают эту точку зрения. Лично я не могу себе представить какую-то пользу от физических наказаний. Мы не обнаружили в наших исследованиях, что негативная обратная связь – это плохо, но в любом случае мозг сильнее реагирует на позитивную обратную связь. И это может быть все что угодно: от знаков ''плюс'' на экране до выигрыша в 10 центов''.
 
На уровне мозга все позитивные вещи прорабатываются одинаковым образом. Устная похвала, шоколадка, денежный выигрыш, привлекательные лица вокруг – все они активируют одну и ту же область в мозге – глубоко расположенное прилегающее ядро (nucleus accumbens), которое очень чувствительно к вознаграждению. Для неприятных вещей, каковыми являются наказания, это не столь явно. Но, вместе с тем, в мозге существует ''болевая сеть'', в которую включены многие отделы, например, передняя поясная кора. Эта кора реагирует, если вас шлепнули, но она также реагирует, если ваше окружение исключает вас из общения. Это установила в 2003 году американский психолог Naomi Eisenberger, когда ее испытуемые, находясь в сканнере, играли в виртуальную игру с мячом, и получали мяч реже, чем двое других игроков. То есть, выведение ребенка из общего действия (''посиди-подумай''), возможно, производит такой же эффект, как и шлепок, который так защищает Gunnoe. А вот что касается задействования болевой сети мозга при виде сердитого выражения лица педагога – это пока не исследовано.
 
 
Пубертат
У подростков в пубертате эффект вознаграждения и наказания проявляется не столь явно. Crone: ''У подростков все время происходят колебания: один раз отделы мозга, задействованные при обучении, активируются при позитивной обратной связи, а в другой раз – при негативной. Реакция одного и того же подростка в одном контексте будет похожа на реакцию детей, а в другом – на реакцию взрослых. И очень велики индивидуальные различия в реагировании''.
 
Но, все-таки, и в пубертате вознаграждение в большинстве случаев работает лучше, чем наказание. ''Педагоги всякий раз мне говорят, что они уже давно это знают, - говорит Crone. – ''Конечно, нельзя только поощрять, иногда надо и поправлять, и четко указывать, что то-то и то-то неприемлемо. Но если у Вас есть выбор, то лучше выбрать поощрение''.
 
Психологи, как van Goozen, предлагают индивидуально подходить к выбору наказания, равно как к решению о его применении или неприменении. Причем это касается как ''обычных'' детей, так и ''злостных нарушителей''. По их мнению, ужесточение наказания, к которому регулярно призывают политики, не способно решить проблему полностью. ''Вопрос в том, чего вы хотите достичь своими мерами. Различные меры, предлагаемые политиками, часто нацелены на борьбу с самыми тяжелыми случаями, но нам хорошо известно, что этим их точно не остановить''.
 
Van Goozen: ''Во многих подобных случаях следует пытаться изменить поведение через вознаграждение ''хорошего'' поведения. Например, занятиями спортом, возможностью обучения в другой школе, открытия какой-то карьеры, получение работы. В точки зрения политики, для многих такой подход неприемлем, так как вместо наказания вы их вознаграждаете…''
 
''Есть очень простые тесты, которые показывают, насколько чувствителен человек к наказанию – порог находится там, где человек начинает реагировать на звуки, на потерю денег или потерю внимания окружающих. К великому сожалению, пока это мало используется в работе. Знание порога индивидуальной чувствительности к наказанию очень бы помогло. Потому что здесь нельзя говорить в общем – помогает или не помогает, '' – заключает van Goozen. ''Надо искать то, что поможет сдержать конкретного человека. А для всех людей это разное''.
 
 
Наказание родителей за плохое поведение детей
Еще одно предложение, регулярно исходящее от политиков в разных странах и по разных поводам – наказание родителей за ''неправильное'' поведение их детей (обычно предлагается денежный штраф, снижение суммы пособия на ребенка, возмещение нанесенного ребенком ущерба). Это совершенно бессмысленная мера, которая скорее усугубит существующую проблему, но ни в коей мере ее не решит, считают психиатры. Руководитель отделения судебной подростковой психиатрии Де Баскуле д-р Rene Breuk: ''На практике мы часто наблюдаем огромное чувство беспомощности у родителей в семьях с проблемными детьми, и если их облагать штрафами, у них пропадает всякое желание сотрудничать, а эти люди на самом деле нуждаются в помощи профессионалов. В результате репрессивных мер падает их доверие к обществу, и враждебность к ним в сообществе, да и в полиции столь сильны, что им не приходится рассчитывать на хорошее отношение, и у них лишь нарастает чувство беспомощности…''
 
Кроме того, в воспитании ребенка также участвуют друзья, улица, школа, этническая и религиозная община… А бить начинают по родителям. ''Проблемные семьи потому и называются проблемными, что у них далеко не все в порядке. Во многих таких семьях мы видим безработицу, бедность и долги, - говорит социальный работник Пелс, работающий с семьями мигрантов. – ''Нельзя усугублять уже существующие финансовые проблемы в этих семьях, надо вместе с родителями и детьми посмотреть, в чем состоит проблема, и вовлечь в ее решение самых разных людей – и в школе и среди друзей подростка''.
 
А британский психолог Adrian Raine указывает на другую особенность проблемный семей: ''Проблема в том, что у детей, страдающих антисоциальным поведенческим расстройством, иногда бывают антисоциальные родители. Как на них воздействовать? Они не берут на себя ответственность за воспитание детей, и именно поэтому их дети не имеют никаких шансов на нормальную жизнь в будущем''.
 
''Можно объяснить иначе. Как в прошлом лечили тех, кто сейчас ожидает смертной казни в США или тех, кто получил пожизненное заключение здесь, в Нидерландах? Что для них сделали, когда они были маленькими? Для 95% не было сделано ровно ничего. А почему? Потому что у них были такие родители, которым не было до них дела. В этом проблема. Иногда надо помогать родителям и брать руководство на себя. В принципе школа должна готовить детей к будущему родительству. А то сейчас в школе мы учим совершенно ненужные вещи, например, латынь, но не учимся самому главному – как воспитывать детей''.
 
 
 
По материалам:
 
Billenkoek voor het brein. – NRC Handelsblad, 04.04.10, Sect. Wetenschap, p. 8-9. 
Je maakt de onmacht groter. – de Volkskrant, 27.10.07, Sect Kennis, p.1
Giftig mengsel. - De Volkskrant, 08.11.08, Sect. Vervolg, p. 7.
Подготовила Е. Можаева

 
 
Наркомания
Синтетическая конопля на подъеме
Специалисты предупреждают: ''травяная смесь'', которую предлагают в Интернете, - это опасное вещество. Она пока легальна, потому что закон отстает от жизни.
Подробнее
Алкоголизм
Многие алкоголики сами устанавливают алкозамки в своих машинах
Десятки автомобилистов, которые регулярно садятся за руль под воздействием алкоголя, сами заказали установить в своей машине алкозамок.
Подробнее
Игромания
Связь поражения мозга с гемблингом
Калифорнийские ученые предполагают, что нашли часть мозга, которая заставляет людей опасаться потери денег при участии в азартных играх.
Подробнее
Родным и близким
Изучение депрессивности у современных подростков
Эмоциональное неблагополучие современного подростка - один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей.
Подробнее
Год равных возможностей в Москве | Новости | За рубежом | Линия жизни | Энциклопедия наркотиков | Популярная наркология | Учимся жить по-новому | Полезные ресурсы | Московская наркология | Клиника центра
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
109390, г. Москва, ул. Люблинская
© Московский научно-практический центр наркологии 2007-2023
info@nark-center.ru